2017.08.04
4 августа в ирландском Дублине закончилась XV Международная олимпиада по лингвистике. Бронзовая медаль у Алексея Старченко, нашего выпускника.

172 школьника из тридцати стран соревновались в решении самодостаточных лингвистических задач на индивидуальном и командном состязаниях.

Индивидуальные задачи олимпиады 2017 года были посвящены разным интересным явлениям в языках биром (Нигерия), абуи (Индонезия), кимбунду (Ангола), лавен (Лаос) и мадак (Папуа — Новая Гвинея, Новая Ирландия). На командном состязании требовалось сопоставить эмодзи и их описания на индонезийском языке. Международное жюри из восемнадцати лингвистов возглавил представитель страны, принимавшей олимпиаду в этом году, — ирландец Хью Доббс.
Россия была представлена на олимпиаде двумя командами по четыре школьника. Семь из них получили награды — от похвальных отзывов (Светлана Баранова
из Москвы, Мария Ершова из Долгопрудного и Арсений Олейник из Санкт-Петербурга) до бронзовых (Екатерина Волошинова из Санкт-Петербурга, Татьяна Романова и Алексей Старченко из Москвы) и серебряных (Даниил Веденеев из Санкт-Петербурга) медалей. Абсолютным победителем олимпиады стал Сэмюэл Кумар Ахмед из Великобритании. По традиции участники олимпиады присудили приз «решательских симпатий» автору задачи о языке лавен Ли Тхэхуну (Южная Корея).

http://polit.ru/news/2017/08/04/ps_iol2017/


2017.08.17
Не лингвистика, но довольно близкая к ней по методам наука:
19 августа (суббота), 15:00. Наталья Петрова: «Сказочные образы: визуализируя вербальное» (лекторий Арзамаса).

Мы все знаем, что Кощей Бессмертный — костлявый старик в рыцарских доспехах, а Баба Яга — горбатая старуха с большим носом. Однако если обратиться к фольклорным текстам, мы поймём, что в сказках почти нет внешних описаний персонажей. Откуда же тогда берутся эти образы? На лекции мы поговорим о визуальных воплощениях сказочных персонажей и сюжетов в живописи, кино, мультфильмах и рекламе, а также о «возвращении» этих образов обратно в фольклор.

Лектор: Наталья Петрова — фольклорист, культуролог, научный сотрудник Центра исследований фольклора и антропологии города Москоской высшей школы социальных и экономических наук, методист Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета.

Участие — по входному билету в музей. Желательна регистрация: http://www.tsaritsyno-museum.ru/events/2017/lekcii/vi...
Лекция пройдёт в Большом дворце Царицыно.

http://www.tsaritsyno-museum.ru/events/2017/lekcii/visual/index.php


2016.10.04
"Меня захватывал сам дух исследования..." - так говорит в интервью о времени, проведенном в школе, наша вчерашняя выпускница Галя Рязанская, сегодня первокурсница НИУ ВШЭ.


https://ling.hse.ru/news/191968203.html


2016.10.03
Олимпиада "Высшая проба"
Приглашаются школьники 7-11 классов.

Соревнование пройдет по различным дисциплинам, в том числе по русскому языку. Будет 2 этапа:
отборочный — с 26 ноября по 11 декабря;
заключительный — с 9 по 15 февраля.

Для участия нужно зарегистрироваться с 3 октября по 21 ноября 2016 года.

https://olymp.hse.ru/mmo/


2016.09.30
10 и 13 октября 2016 года в аудитории 01 Главного здания МГУ состоятся традиционные лекции
академика А. А. Зализняка о берестяных грамотах из раскопок 2016 года.
Начало лекций в 18:00. Вход свободный.



2016.04.24
Радостные новости со ВСЕРОССовских полей Курска :) Победителями стали НАШИ:

Галя Рязанская (11 класс),
Оля Пичужкина (11 класс),
Алексей Старченко (10 класс),
Тихон Пшеницын (10 класс, абсолютный победитель).

Ребята, поздравляем, гордимся, радуемся вместе с Вами!!!
Ждем вашего возвращения!



2016.04.04
Друзья, в апреле и мае спецкурс по лингвистике будет устроен следующим образом: каждую неделю мы вместе с приглашенным специалистом будем разбирать какую-нибудь из лингвистических областей. Что изучают? Как изучают? Для чего изучают?
Пока план такой:
4 апреля - Типология (Мария Шапиро)
11 апреля - Социолингвистика (Антон Сомин)
18 апреля - Компьютерная лингвистика (Анна Выборнова)
25 апреля - Психо- и нейролингвистика

Приходите!
Занятия проходят в 201 кабинете с 15.40 до 17.00.



2016.04.04
Интервью заведующей лаборатории нейролингвистики ВШЭ Ольги Драгой о текущих проектах лаборатории. Интересно и понятно.
www.hse.ru/news/science/179334572ru/news/science/179334572.html



2016.03.31
Интервью заведующей лаборатории нейролингвистики ВШЭ Ольги Драгой о текущих проектах лаборатории. Интересно и понятно.
www.hse.ru/news/science/179334572ru/news/science/179334572.html



2016.03.08
Девушки, милые, красивые, умные, солнечные, счастья вам, лингвистического и самого обычного, барышневого.



2016.02.25
Друзья, так как на ближайший вторник приходится 23 февраля (поздравляем сильную и мужественную часть нашей кафедры!), комплинг переезжает на субботу, 27 февраля, 13.00.

На этот раз у нас в гостях Елена Клячко, выпускница ИЛ РГГУ и ВШЭ, сильный гуманитарий и талантливый разработчик ПО, удивительный человек, который также находит время и для исследований по семантической близости, и для изучения языков Сибири, и для корпусной лингвистики. О последнем и пойдет речь на занятии:

В России говорят более чем на 150 языках, но, к сожалению, у большинства этих языков очень мало носителей. Уникальные особенности языков, языковые семьи, фольклор целых народов — все это исчезает на наших глазах. Однако лингвисты пытаются сохранить знания о языках и даже остановить процесс их исчезновения. В этом им помогают современные технологии. Я расскажу о том, как лингвистические данные записывают в полевых условиях, и о том, как эти данные обрабатываются. Будут представлены инструменты автоматического анализа для малых языков и корпуса текстов на этих языках. Кроме того, я расскажу о попытках возрождения языков при помощи компьютерной лингвистики.



2016.02.08
Рассказы о редких языках, статьи о синтаксических конструкциях, значениях слов и связи языка и мышления, ликбезы по лингвистическим дисциплинам и многое другое:

http://postnauka.ru/themes/language



2016.02.08
Друзья, в ближайший вторник (09.02, 15.30, ауд.302) у нас снова в гостях замечательный лектор Светлана Пужаева.

На этот раз она расскажет, что делать с текстами, которые пишут студенты? Конечно же, собирать их в корпус и размечать на предмет ошибок! Именно так и поступили создатели Корпуса русских учебных текстов (http://web-corpora.net/learner_corpus/). Но если с текстами русскоязычных студентов все более-менее понятно, то что делать с текстами людей, для которых русский - иностранный? Ответ тот же - тоже собирать в корпус и размечать, но перед этим нужно подумать чуууууть-чуть подольше. А еще нам расскажут о сложностях создания учебных корпусов, о муках разметчиков и разработчиков, а также об особенностях текстов людей, для которых русский язык является "унаследованным".



2016.02.08
Друзья, в ближайший вторник (09.02, 15.30, ауд.302) у нас снова в гостях замечательный лектор Светлана Пужаева.

На этот раз она расскажет, что делать с текстами, которые пишут студенты? Конечно же, собирать их в корпус и размечать на предмет ошибок! Именно так и поступили создатели Корпуса русских учебных текстов (http://web-corpora.net/learner_corpus/). Но если с текстами русскоязычных студентов все более-менее понятно, то что делать с текстами людей, для которых русский - иностранный? Ответ тот же - тоже собирать в корпус и размечать, но перед этим нужно подумать чуууууть-чуть подольше. А еще нам расскажут о сложностях создания учебных корпусов, о муках разметчиков и разработчиков, а также об особенностях текстов людей, для которых русский язык является "унаследованным".



2016.02.08
Подведены итоги отборочного онлайн-тура XLVI Традиционной олимпиады по лингвистике!

Свои баллы можно узнать в личных кабинетах на сайте reg.olimpiada.ru.

В этом году право участия в очных турах получают участники, набравшие в отборочном онлайн-туре не менее:
8 класс и младше: 93 баллов;
9 класс: 93 баллов;
10 класс: 75 баллов;
11 класс: 70 баллов.
Также в очных турах имеют право участвовать обладатели дипломов I-III степеней прошлогодней Олимпиады.

В Санкт-Петербурге, Вологде, Ижевске, Курске и Саратове, где также проводится отдельный региональный зачёт, проходной балл может быть снижен по решению местных оргкомитетов. В таком случае об этом будет сообщено дополнительно.

Очные туры пройдут 14 февраля и 6 марта. Место и время проведения будет указано на сайте lingling.ru/olymp.php в ближайшее время.



2016.02.08
Офис ABBYY. Господи, я уже влюблена в это место.



2016.01.25
В ближайший вторник на комплиге мы открываем цикл занятий, посвященных корпусной лингвистике.

Вот анонс первой лекции:

Национальный корпус русского языка, как известно, состоит из нескольких корпусов. Один из них - устный корпус, в котором представлены в первую очередь транскрипты фильмов. Но ведь актеры в фильмах говорят по сценарию, а где же взять записи живой, естественной спонтанной речи? Оказывается, такой корпус уже есть! Работа над ним уже несколько лет ведется преподавателями и студентами филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. И теперь у нас есть возможность узнать, какой разной бывает устная речь, что такое "метод ковчега" и "метод невода", а также самим попробовать поработать со звучащей речью!

Занятие проведет Светлана Пужаева, выпускница филфака СПбГУ, магистрант НИУ ВШЭ по направлению "КЛ", эксперт-разметчик Корпуса русских учебных текстов (КРУТ) и преподаватель словесности в Лицее НИУ ВШЭ.



2016.01.25
Древо языков глазами финско-шведской художницы Минны Сундберг.



2016.01.15
Друзья, мы поздравляем наших учеников и друзей с успешными выступлениям на олимпиадах. И, конечно, желаем удачи на региональном этапе Всеросса завтра - пусть все задания покажутся легкими и интересными.
И напоминаем, что в эту субботу также стартует заочный тур Традиционной олимпиады. Участвовать в нем можно с 16 по 26 января.



2016.01.10
Поздравляем всех с Днем рождения буквы Ё!
http://planerka.org/articles/podborki/luchshee/10-podstav-bukvy-yo

А еще сегодня гуглится чудесная ё-заставка -https://g.co/doodle/h9btjp.



2015.12.24
ЗИМНЯЯ ОЛИМПИАДНАЯ ШКОЛА ПО ЛИНГВИСТИКЕ В МОСКВЕ

Прекрасные школьники 9-го, 10-го и 11-го классов! У нас появилась возможность провести для вас в январские каникулы зимнюю олимпиадную школу по лингвистике на физтехе в посёлке Долгопрудный Московской области (про олимпиадные школы физтеха можно посмотреть здесь http://it-edu.mipt.ru/ru/school_olymp/winter15)

Вам это интересно? Хотели бы поехать? И чему бы хотели поучиться? Хотели бы поучиться и потренироваться решать лингвистические задачки? Послушать что-нибудь интересное про лингвистику?

Очень надеемся на ваш живой отклик и интерес!



2016.12.10
Следующий пост посвящён Анне Выборновой, которая ведёт факультатив по лингвистике в 179 школе.

Лекция,седьмой блок, аудитория 622

Школьный русский

Сегодня модно говорить о русском языке. О государственном - как о символе нации. Об академическом - на нем пишутся статьи в научных журналах. О русском как иностранном – необыкновенно сложном, по мнению шпионов. Об эритажном – упрощенной версии «великого и могучего» в исполнении билингвов и уехавших за границу соотечественников. О языке «еще того» Толстого и «этой нашей» Толстой.
А вот о речи сегодняшнего школьника мы почти не знаем, хотя сталкиваемся с ней каждый день. Каков ученический язык? Бедный или богатый? Красивый или убогий? Понятный или птичий? С ошибками или без? Русский или не очень? Попробуем разобраться в этих вопросах на лекции «Школьный русский».

Анна Выборнова, учитель школы №179 г. Москвы, филолог и компьютерный лингвист